Авиация и космонавтика

Автор Тема: Авиация и космонавтика  (Прочитано 339476 раз)

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1620 : 19.10.2021, 01:54:52 »
NASA изучает потенциальную проблему с запущенным два дня назад аппаратом миссии Lucy к древним астероидам на орбите Юпитера. Солнечные панели полностью развернулись и работают на полную мощность. Идет по заданной траектории.

НО - выяснилось, что не сработал один из датчиков, сообщающих о штатной ожидаемой ситуации типа "встал на замок" для одной из солненчных панелей. Круговые солнечные панели аппарата (их две) встают в "замкнутом положении" на штанги, которые жестко держат эту большую конструкцию. Их видно в правом нижнем углу на видео:


Разбираются.. Заявили, что непонятно, проблема это или нет и повлияет ли это на энергообеспечение. Вблизи орбиты Земли (как сейчас), панели генерируют 18 киловатт электроэнергии. В районе орбиты Юпитера, они должны выдавать всего лишь 500 ватт.

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1621 : 19.10.2021, 11:56:15 »
Кстати, по части опасных сближений и угроз столкновения..

Наиболее полной базой данных о текущих орбитах (с ежедневной проверкой и пересчетом орбит, плюс непрерывное сканирование околоземного пространства локаторами и радиотелескопами с кучи наземных баз для обнаружения новых объектов) занимается US Space Force (USSF, NORAD - это теперь его часть). Но база слишком огромна, и просчитывать возможное опасное сближение всех-со-всеми просто невозможно, даже для мощных центров с современными суперкомпьютерами (современные суперкомпьютеры - это не как старые одиночные монстры, а мощные кластеры из тысяч станций, работающие распределенной сетью с распараллеливанием расчетов). USSF просчитывает пересечения только "для своих" - военки и НАСА, плюс для тех, за кого просит НАСА.

Просчеты пересечений - вполне себе бизнес, и качественные результаты дают только группы, концентрирующиеся только на этой области, и только так получаются действительно экспертные услуги, за которые могут платить. Я сошлюсь на одну из таких компаний - Kayhan Space (Boulder. Colorado). Эта компания имеет (платный) доступ к базе USSF, и занимается организацией и контролем трафика в околоземном пространстве.

Данные от этой компании: Типичный оператор компании, "ведущий" 50 спутников, за неделю получает примерно 300 уведомлений об просчитанных опасных сближениях "его" спутников. Используя отдельную систему анализа, он проверяет все их более детально, и в результате примерно 10 из этих сближений требуют реакции компании-оператора спутника с выдачей импульса уклонения. Это 50 спутников. У StarLink их уже за пару тысяч, причем примерно 300-400 из них нерабочие (использовались для тестов и пр., и уже не работают с современной системой передачи сигналов всего этого флота). Далее, компания упомянула, что именно спутники StarLink каждую неделю отмечаются примерно в 500 опасных сближениях. Это типа половина всех опасных сближений. Видимо, имеются вы виду все сближения, отслеживаемые для клиентских спутников данной компанией, поскольку известно примерное общее число опасных сближений у спутников StarLink - 1600 в неделю. Опасным сближением условно считается проход в пределах одного километра.

Это просто описывает проблему с попытками обеспечить безопасность на орбите. И руководитель этой компании просто заявляет, что с увеличением количества спутников, проблема растет экспоненциально, и сил компании просто не будет хватать на работу даже с имеющимися клиентами. Как эта констатация факта описывается на английском - current solution of this problem is not scalable. Вот и удивляйтесь теперь, что надо же, еще и правила расхождения на орбитах пытаются вводить..

Grand

  • Учaстник
  • ***
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1622 : 19.10.2021, 16:07:47 »
Я чего то не понял. Там аппендицит вырезали кому то без дублей?
А может там шпили вили были без дублей, просто космические!

Алекс Юстасу

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1929
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1623 : 19.10.2021, 16:47:43 »
Наткнулся на интересную фразу. Цитирование:

"Многие убеждены, что Незнайка побывал на Луне, но не верят, что там были американцы."

Надеюсь, это ссылаются на одних и тех же людей, которые и про Незнайку, и про американцев?
В Соединённо-штатной Омерике не умеют в юмор?

The BEST

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 3846
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1624 : 19.10.2021, 21:49:00 »
у меня один вопрос: а нахуя всё это?

Это примерно для того же, для чего Илон запустил в космос автомобиль.
Или Безос 10 минут в невесомости пробыл.
Космос перестал быть чем-то недостижимым, доступным лишь избранным из двух сверхдержав.
Маск показал как быстрееько можно сделать ракету, интернет из космоса и навести дикий шухер в автопроме, китайцы показали что они теперь тоже космисеская держава, и лет через 10 обнонят всех по запускам. Всякие там миллиардеры вообще в конец офигели и сами делают себе повозки космические и успешно на них летают. Еще и экипажи, которые научились 5 кнопок жать успешно в этот самый космос летают.
Ну и рогозину пришлось быстренько 20-ти тонную махину на орбиту поднять и фильмы начать начать снимать - мол, есть еще порох, хоть титаник на орбиту запустим, хоть бабу-актрису, чем-то ж надо крыть успехи западных конкурентов.

Если будущее у нашей космонавтики и есть, то оно в ядерных технологиях.
Запад естественно богаче и технологичечнее нас и на текущем этапе уделает нас за 10-20 лет.
Но вот запустить на орбиту и заставить работать аэс в пол-мегаватта мощности - это реально качественный скачок будет. Там уже можно задуматься о полетах на марс и добыче гелия на луне.

Zheka

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1625 : 19.10.2021, 22:01:17 »
The BEST, я конкретно про запуск этих актёров. у нас что дохера денег в бюджете, что их можно выкидывать в космос? грёбаный бюджетный роскосмос запускает человечков для проекта грёбаного бюджетного первого канала, чтобы снять очередной шедевр типа Чернобыль, Крым, Салют и т.д. с привлечением грёбаного фонда кино (тоже бюджетного). мы блять для этого налоги платим? чтобы смотреть на этот блядский цирк?

ПостороннимВ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5969
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1626 : 19.10.2021, 22:22:19 »
Можно было  Беркову отправить, хотяб частично полет отбили в прокате.

paravis

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 4733
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1627 : 19.10.2021, 23:34:13 »
The BEST, я конкретно про запуск этих актёров. у нас что дохера денег в бюджете, что их можно выкидывать в космос? грёбаный бюджетный роскосмос запускает человечков для проекта грёбаного бюджетного первого канала, чтобы снять очередной шедевр типа Чернобыль, Крым, Салют и т.д. с привлечением грёбаного фонда кино (тоже бюджетного). мы блять для этого налоги платим? чтобы смотреть на этот блядский цирк?
Котлеты и мухи отдельно.

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1628 : 20.10.2021, 09:56:34 »
А вот реально интересное развитие событий. SpaceX заключило договор с компанией VARDA Space Industries на обеспечение компании доставкой их "объектов" на орбиту, а также на возвращение материалов с "объектов" на землю. Первый запуск уже зафрахтован и состоится в 2023-м году. Маск считает работу с этой компанией следующим прорывом в технологиях космоса.

Компания VARDA очень молодая, но необычно мощная. Ее владельцы/создатели лично знакомы с Маском. Компания владеет технологиями роботизированного производства очень высокотехнологичной продукции. И они сейчас разрабатывают компактные "заводики", которые будут работать на орбите, возвращая продукцию на Землю в спускаемых аппаратах.

Возникает простой вопрос - а что это за продукция такая, которая может быть произведена в космосе (при условно нулевой гравитации), и не может быть создана на поверхности планеты? Компания не постеснялась и привела 3 (три) примера такой продукции:
 1. Специализированные полупроводники/микросхемы (без уточнений).
 2. Органы человека для трансплантации, создаваемые методом био-принтинга (пример сердца).
 3. ZBLAN - суперэффективные оптические кабели (fiberoptics).

Вес порций возвращаемой на землю "продукции" упомянут как 40-50кг.

В связи с таким событием появился и недлинный ролик (на английском), который и объяснения, и, конечно же, реклама:



VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1629 : 22.10.2021, 12:18:55 »
Читал всякое разное и вдруг наткнулся: на учебном самолете У-1 (тридцатые годы, СССР) работал мотор Рон с вращающимися цилиндрами. Однако.. Полез смотреть. Советская копия называлась М-2. А я и не знал, что такое решение было типа массовым в самолетах Первой Мировой. Надо же, вращающиеся вместе в винтом цилиндры, кто бы мог подумать.. Интересно, каким таким эволюционным путем шло мЫшление конструктора, что результатом оказался такой конструктивный тупичок?

sky star

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9210
  • et servi etus servient illi
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1630 : 22.10.2021, 12:35:42 »
Интересно, каким таким эволюционным путем шло мЫшление конструктора, что результатом оказался такой конструктивный тупичок?

Опыт сын ошибок трудных

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1631 : 23.10.2021, 07:16:33 »
Вчера выставили ролик с реальными съемками первого пассажирского nn-коптера, готового к выходу в продажу. Это Jetson ONE, полностью электрический. Мечта многих частников. Поставки заказчикам/покупателям начинаются летом следующего года, но это для тестовой экслуатации (12 штук, все уже пред-выкуплены), массовое производство и продажи спланированы на 2023й год, там будут доступны 5 разных комплектаций. Вес данного варианта - 86кг, частично изготовлен 3D-принтингом из ультралегких материалов. Поднимает до 85кг (мужик крупный, одна штука). Полетное время на батареях - 20 минут. Макс скорость - 102км/ч (ограничена через управляющий компьютер). То есть это летать на работу или за город на отдых. Для транспортировки складывается до ширины 90см. Цена - $90К.


Алекс Юстасу

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1929
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1632 : 23.10.2021, 08:19:08 »
Святая наивность. 85 кг - это мужик не крупный. Ну и с полётами не всё так просто, я думаю - PPL H получить наверняка потребуют. Ну а 20 минут полёта - это смех. За город лететь и не долететь. А если и долететь, то за городом - не зарядиться. А если отказ? Ни крыла для планирования, ни несущего винта для авторотации. Дорогая фигня для богатых буратин, хуже квадрика. Мотоквадрика. Чес слово - автожир и то лучше.

Клыкастая_морда

  • Учaстник
  • ***
  • Сообщений: 849
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1633 : 23.10.2021, 08:46:19 »
Алекс Юстасу, тут ключевое ограничение - емкость батарей, в это все упирается. Как только появятся принципиально более емкие аккумуляторы, электромобили и такие вот пассажирские коптеры станут по настоящему массовыми.

Алекс Юстасу

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1929
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1634 : 23.10.2021, 08:48:19 »
Не станут. Особенно в РФ. В других странах - может быть, на кордодромах.

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1635 : 23.10.2021, 10:43:19 »
Я забыл добавить - Компания подчеркивает, что по крайней мере в США (и от этого наверно автоматом в Канаде/Англии/Австралии), вес этого аппарата попадает в категорию "ультралегкий" и по закону для управления такими лицензия пилота не требуется.

Проверил закон (FAR part 3) - да, подтверждается. А ультралегкими считаются одноместные с весом менее 254 паунда (фунта). Это 115кг. Вот и причина 20 минут, и недостаточности батарей на большее - тяжело, выйдет в класс, требующий лицензии пилота.

Ну может не за город летать. Но вывезти ЭТО за город (компания подчеркивает - ОНО компактно складывается для транспортировки) и там полетать - запросто. И из пригорода на работу и потом обратно - тоже потянет.

ogre

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1796
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1636 : 23.10.2021, 11:00:30 »
Мартин Джек пак тоже целил в эту категорию. И выкушивал бак бензина за 40 минут. Но не взлетел.
20 минут полета - да это уже нормально. Даже как развлечение.

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1637 : 23.10.2021, 11:07:25 »
Фотки этого квадрика






ПостороннимВ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5969
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1638 : 23.10.2021, 11:20:03 »
Можно будет продавать со словами: "дедушка за хлебом летал."

istorik

  • Учaстник
  • ***
  • Сообщений: 720
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1639 : 23.10.2021, 11:23:32 »
Фотки этого квадрика
С такими винтами его можно будет эксплуатировать только как летательный аппарат, со всеми вытекающими правилами и ограничениями, но ни как не индивидуальное личное средство передвижения.

ogre

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1796
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1640 : 23.10.2021, 11:33:05 »
С такими винтами его можно будет эксплуатировать только как летательный аппарат
Ну можно еще как газонокосилку использовать. Если газон запущен  ;D

paravis

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 4733
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1641 : 24.10.2021, 00:10:58 »
Самый прикол в том, что его может построить любой мало-мальски зажиточный чел. И сложного в нём нифига нет, контроллер-регули-моторы и аккумы. Структура электроники абасалютно идентична мелкому квадрику.

DimonS

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6624
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1642 : 24.10.2021, 06:35:25 »
Структура электроники абасалютно идентична мелкому квадрику.
То есть тоже с пульта ДУ управляется по радиоканалу? :))

paravis

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 4733
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1643 : 24.10.2021, 07:15:11 »
Структура электроники абасалютно идентична мелкому квадрику.
То есть тоже с пульта ДУ управляется по радиоканалу? :))
ДА! Смотрел про летающую ванну? Там с пульта. Да и в основном проекты с пульта управляются.

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1644 : 25.10.2021, 01:00:53 »
Ну если тут такие спецы собрались и настолько уверены в деталях, то вот вам в помощь копия спецификации этого аппаратика. Но оно на английском (ну для спецов же), так что короткая summary на русском: рычаг скорости (как для мощности двигателей на самолете?), джостик, педали управления, висит на месте без ручного контроля, баллистический парашют, лидары для обнаружения препятствий, система автоматического уклонения от препятствий, тройное дублирование управляющего компьютера.

    Aircraft type: eVTOL experimental ultralight (FAA Part 103)
    Capacity: 1 passenger/pilot
    Cockpit: Open cockpit with roll bars, no front or side windows, helmet required
    Flight controls: Joystick/throttle lever/yaw pedals
    Flight computer redundancy: Triple redundant IMU/gyro/accelerometer/compass
    Maximum speed (level flight): 102 km/h (63 mph)
    Maximum flight time (85 kg / 187 lbs pilot weight): 20 minutes
    Aircraft empty weight: 90 kg (198 lbs)
    Propellers: 8 propellers
    Electric motors: 8 electric motors
    Maximum power output (8 motors): 84 kW
    Electric motor type: Brushless outrunner
    Battery type: Swappable 52V li-ion (20700) battery packs
    Seat belt harness type: 4-point quick release safety harness (Sparco)
    Seat type: Carbon/aramid fiber composite with safety padding
    Fuselage: All-aluminium (7020) safety cell with crumble zones
    Landing gear: The bottom frame of the aircraft is the landing gear.
    Dimensions: Length 2,845 mm, Width 2,400 mm, Height 1,030 mm
    Safety features: Distributed Electric Propulsion (DEP), provides safety through redundancy for its passengers and/or cargo. DEP means having multiple propellers and motors on the aircraft so if one or more motors or propellers fail, the other working motors and propellers can safely land the aircraft. Complete propulsion redundancy, triple redundant flight computer, ballistic parachute, safety cell chassis, crumble zones, lidar aided obstacle and terrain avoidance, hands free hover and emergency hold functions, propeller guards, composite seat with harness

VictorS

  • Не случайный
  • **
  • Сообщений: 334
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1645 : 25.10.2021, 01:19:48 »
Ах да, и корректное пояснение о времени полета. Приведенный список спецификации - от сертификации прошлого года. Там время полета было 15 минут. В этом году у компании везде 20 минут, и я поменял в списке 15 на 20. Вряд ли компания врет в предъявляемых покупателям данных, видимо, это просто отражает прогресс изменений за год. И чисто мое мнение - если бы время полета было 15 (или, не дай Бог, 10), то аппарат просто не покупали бы. Это как с электромобилями - пока пробег на одной зарядке был 50км, просто смотрели. А как стал 100км - начали покупать.


paravis

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 4733
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1646 : 25.10.2021, 08:36:23 »
Ну если тут такие спецы собрались и настолько уверены в деталях, то вот вам в помощь копия спецификации этого аппаратика. Но оно на английском (ну для спецов же), так что короткая summary на русском: рычаг скорости (как для мощности двигателей на самолете?), джостик, педали управления, висит на месте без ручного контроля, баллистический парашют, лидары для обнаружения препятствий, система автоматического уклонения от препятствий, тройное дублирование управляющего компьютера.

    Aircraft type: eVTOL experimental ultralight (FAA Part 103)
    Capacity: 1 passenger/pilot
    Cockpit: Open cockpit with roll bars, no front or side windows, helmet required
    Flight controls: Joystick/throttle lever/yaw pedals
    Flight computer redundancy: Triple redundant IMU/gyro/accelerometer/compass
    Maximum speed (level flight): 102 km/h (63 mph)
    Maximum flight time (85 kg / 187 lbs pilot weight): 20 minutes
    Aircraft empty weight: 90 kg (198 lbs)
    Propellers: 8 propellers
    Electric motors: 8 electric motors
    Maximum power output (8 motors): 84 kW
    Electric motor type: Brushless outrunner
    Battery type: Swappable 52V li-ion (20700) battery packs
    Seat belt harness type: 4-point quick release safety harness (Sparco)
    Seat type: Carbon/aramid fiber composite with safety padding
    Fuselage: All-aluminium (7020) safety cell with crumble zones
    Landing gear: The bottom frame of the aircraft is the landing gear.
    Dimensions: Length 2,845 mm, Width 2,400 mm, Height 1,030 mm
    Safety features: Distributed Electric Propulsion (DEP), provides safety through redundancy for its passengers and/or cargo. DEP means having multiple propellers and motors on the aircraft so if one or more motors or propellers fail, the other working motors and propellers can safely land the aircraft. Complete propulsion redundancy, triple redundant flight computer, ballistic parachute, safety cell chassis, crumble zones, lidar aided obstacle and terrain avoidance, hands free hover and emergency hold functions, propeller guards, composite seat with harness

Всё перечисленное есть в контроллерах квадрокоптеров, давно уже. Эдинственное, что добавлено, спас система, НО, так как они летают на бреющем, парашют до 20 м высоты вряд ли поможет, а навернуться даже с 5 метров будет больно.
Делая вывод, я бы сказал, что эти аппараты очень прогрессивны максимально просты, нет механики от слова совсем, управление только оборотами моторов, в отличии от вертолётной механики. Насчёт надёжности, хз, всё зависит только от электроники и программного обеспечения. У меня квадр седьмой год эксплуатируется, иногда жёстко, ни одного глюка не было, а размер тут не имеет значения.

PS Если сравнивать, сколько электроники напихано в современные летательные аппараты, квадрокоптер это так, игрушка, несмотря на размеры.

paravis

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 4733
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1647 : 25.10.2021, 09:36:30 »
лидары для обнаружения препятствий, система автоматического уклонения от препятствий
По лидарам:
Система технического зрения может включает набор следующих сенсоров: стереоскопические (датчик изображения), инфракрасные или ультразвуковые дальномеры, двумерные лидары, 3D-лидары (Flash-LiDAR Time-of-Flight). Последние с алгоритмами одновременной навигации и построения карты (SLAM) позволяют строить 3D-модель окружающего пространства и планировать в нем безопасный маршрут, предотвращая столкновения с препятствиями.
Кому интересно-описание полётного контроллера:
https://docs.geoscan.aero/ru/master/database/const-module/flightcon/flightcon.html

Алекс Юстасу

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 1929
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1648 : 25.10.2021, 09:37:36 »
Вообще-то, это даже октокоптер, винтов-то 8 и движков столько же.
15 минут против 20 - так себе преимущество. Тем более, что какая-то доля времени, хорошо если не бОльшая, уйдёт на подбор площадки для посадки.

з.ы. ну и summary для выпускника первой школы - как-то слабенько. Есть же такие прекрасные слова как: выжимка, ТТХ, сводка и т.п.

paravis

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 4733
    • Просмотр профиля
Re: Авиация и космонавтика
« Ответ #1649 : 25.10.2021, 10:36:52 »
Раз зашёл разговор о новых необычных СЛА, русская разработка "Скорпион-3":