Чек на авто - это не просто бумажка, которую выдавали за заслуги перед народным хозяйством.
Этот чек обеспечивался деньгами, которые отчислялись с зарплаты. Т.е. даже если ты работал на бамесеверетундре но не делал отчисления, то тебе этот чек не положен.
Смысл был такой - работаешь в тяжелых условиях на бамесеверетундре и в качестве поощрения тебе дают право на внеочередную покупку нового авто, деньги за которое ты отдаешь со своей зарплаты частями. Пишешь заявление, что, мол, хочешь авто и клятвенно заверяешь, что будешь усердно трудиться на благо страны, прикладываешь характеристики и т.д.. Это заявление рассматривается специательной комиссией во главе с каким нить партработником, тебе говорят - можешь, после чего с твоей зарплаты начинаются отчисления куда-то там...
По итогу, как выплачиваешь всю сумму, тебе дают заветную бумажку-чек. Дальше начинается веселье, так как наличие чека еще не дает 100% возможности купить это авто. Ты должен заявиться с этим чеком в какой нить определенный магаз автоваза, который далеко не всегда находился территориально в ближайшем автомагазине, обозначиться там, тебя впишут в лист ожидания и ты ждешь... Ждешь когда в магазин поступят так называемые "чековые" авто.
Чековые авто не продавали обычным гражданам, тем у кого нет этого чека и кто стоял в обычной очереди.
После поступления партии чековых авто становилось еще веселее, ожиданцы или ждуны начинали бороться за цвет, модель и т.п.. Продавцы автомагазинов очень хорошо имели с этого. Хочешь темный вишневый или мокрый асфальт - доплати 300-500 рэ, нет на это денег - вон там стоит белая... Ты хочешь не шестерку, а семерку? Доплати разницу в кассу и дай на лапу все тому же продавцу, чтоб именно понравившийся тебе авто дождался тебя...
В общем, это был еще тот трешаковый квест.