Тем временем, один из подписчиков канала сходил на прошедший недавно семинар по маркировке пива с представителями Минпромторга и ЦРПТ (оператор «Честного Знака») и принес много мякотки. Цитирую:
Стандартный питч о «десятках миллиардов» убытков как для государства вследствие потери акциза, так и для производителей вследствие нечестной конкуренции совершенно не изменился и в 2023 году. Методичка та же, причем дословно — они даже не наняли новых креативщиков! Мол, маркировка успешно применяется в разных странах, а в вашей отрасли один сплошной контрафакт, и лишь *стопроцентная прослеживаемость* (запомните эту формулировку, она еще пригодится) спасет отцов русского пивоварения, медонагревания и сидроброжения. При этом:
1) Враги вводят санкции и душат нас — но регистрация номенклатур для маркировки, полностью дублирующая существующий функционал ФРАП, идет в системе GS1, штаб-квартира которой находится… в Бельгии. То, что заметная часть оборудования, предлагаемого ЦРПТ для интеграции, произведено в «недружественных» (судя по отказам поставлять оборудование и технологии) Тайване, Японии и Европе, тоже никого не беспокоит.
2) Коды нужно лепить на кеги так, чтобы на одном кеге был только один код (один на другом — нельзя). Лепить нужно надежно, потому что кег без кода — штраф или уголовка. При этом оборотные (металлические) кеги надо как-то от предыдущих кодов отмывать. Какой выход из ситуации? Правильно, официальная рекомендация лепить коды на… съемные крышечки для фитингов. В розничной точке крышечку сорвали и выбросили, пришла проверка — кто виноват? Получается, производитель.
3) Суммирующей марки, которая описывает все содержимое коробки и которую можно разом «пробить» на кассе, не будет. Якобы, против этого выступает правительство, чтобы — внимание! — не способствовать алкоголизации населения! В результате для того, чтобы купить себе пару коробок пивасика, нужно будет ждать, пока продавщица не распакует их и не отсканирует каждую бутылочку (особенно удобно их будет после этого переносить до места назначения). Групповой код для паллет и ящиков предусмотрен, но использовать его можно только для логистических целей: на кассе придется пикать каждую банку/бутылку.
4) Бойлерное/танковое пиво маркироваться не будет. Ну то есть буквально: вы, легальные производители, развлекайтесь там со своей маркировкой тары, покупайте линии за миллионы рублей, несите административную и уголовную ответственность, а мы в это время проедем мимо на веселом автомобиле с желтой цистерной и отвечать за нее никак не будем. Никакой лазейки для контрафакта и серого оборота, ну просто ни единой.
5) Даже если вдруг потребителю нечем заняться, то, все-таки отсканировав код, он получит информацию: о дате производства (которая написана на этикетке), составе и ТТХ (которые написаны на этикетке), месте производства (которое – ну вы поняли) и все. Дублировать этикетку в электронном формате и за ваши деньги? Да легко!
6) Ну и вишенка на этом коричневом, плохо пахнущем торте. Помните, в начале был важный аргумент про прослеживаемость? Так вот, ее тоже не будет, совсем. Код будет всплывать в системе 2 раза: с этого года — при производстве и, начиная с 2024 года, еще и при розничной продаже. Никакого слежения и контроля за путем движения продукции между контрагентами и/или складами не будет. Выбраковки или списания кодов тоже не будет: нанес, заплатил — и пусть лежит на складе до конца срока годности, потом просто утилизируешь. Ну или увезешь в ту самую серую продажу, где колпачок с кодом (см. п. 2) просто выбросят и покажут предыдущий, мол, вот он, это тот самый кег, мамой клянусь.
Таким образом, из проекта вытекло все то, чем хотя бы сильно гипотетически можно было объяснить его практическую пользу. Остались только обещания и ненужные затраты на оборудование и рабочую силу. Ну и несколько миллиардов рублей, без всякого повода ежегодно уплывающие в нужные, правильные руки.
Вот такой вот Самый Кристально Честный Знак.
P.S. от автора канала: готов без купюр разместить ответные комментарии ЦРПТ, если таковые последуют.