Проблема однозначного способа разрешения не имеет. Если она есть, проблема - вариант "сами виноваты, не увидели". В такое время живём, что лучше читать даже то, что с обратной стороны ценника =)
Есть позиция, что такое указание скидки - реклама, потому и нужно писать срок "акции".
Хотя сомневаюсь, что у магазина вообще официально "акция" проводится и есть документация + где-то условия "акции" открыто размещены.
Есть позиция, что сама по себе информация о цене со скидкой это не реклама стимулирующего мероприятия, потому срок писать не надо.
Потому указание срока могло две цели преследовать:
- минимизация риска быть оштрафованным ФАС (нашел только одно решение, в остальном, даже разъяснения ФАС такие ценники рекламой не считают). А еще, чтобы бороться с последствиями бездействия тупящих сотрудников, забывающих менять ценник;
- попытка введения потребителя в заблуждение о цене товара указанием лишнего условия - срока "акции".
Потому, если доказать, что
а)это не реклама, потому условие о сроке - лишнее и вводящее потребителя в заблуждение;
б) что такой ценник вводит в заблуждение о цене товара;
в)никаких документов об "акции" и условиях ее проведения, с которыми можно ознакомиться, нет
продавец может получить штраф, а то и парочку.
Наш местный РПН, конечно, отмороженный, но если не будет чувствовать результат (или "не любить" продавца) - не возьмутся.
Как говорят, есть две позиции судов =)
Вот здесь "попал" седьмой континент:
При проведении проверки было выявлено, что ОАО "Седьмой Континент" допущено нарушение, выразившееся в том, что в продаже находился сахар-песок 1/1 кг без единообразного ценника, а именно: ценник на сахар-песок отличается от других ценников на реализуемые товары по размеру, цвету, форме и информации, указанной в ценнике, а также в магазине проводится акция, по условиям которой продажа сахарного песка держателям карты "Путеводитель по скидкам" производится по цене 39 руб. 90 коп., а другим покупателям - по цене 54 руб. 90 коп., таким образом, цена товара и иные условия договора купли-продажи неодинаковые для всех покупателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи), разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 5 Правил продажи продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров.
В соответствии с пунктом 18 Правил продажи цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
В силу пункта 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеприведенных требований на реализуемые Обществом товары ценники оформлены ненадлежащим образом: на ценниках указаны две цены: "Цена по карте" и "Цена без карты ". При этом "Цена по карте" выделена более крупным шрифтом, чем "Цена без карты".
На основании изложенного, административный орган пришел к выводу о том, что Общество осуществляет реализацию товаров с нарушением пунктов 11 и 19 Правил продажи, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.15 КоАП РФ.
В рамках рассмотрения настоящего дела, изучения фотоматериалов, суд усматривает, что цена товара по карте, то есть цена со скидкой, визуально более различима, поскольку выделена жирным шрифтом. В то же время на прочих ценниках таким же жирным шрифтом выделена цена на товар без скидок. Такое оформление допускает возможность восприятия того, что выделенная жирным шрифтом цена на всех ценниках имеет одно и то же значение (является ценой по карте, либо является ценой без скидки). Эквивалентными по размеру шрифты также не являются.
Для того, чтобы понять принцип оформления ценника, потребитель должен располагать дополнительной информацией о правилах такого оформления, размещенной на стендах. С учетом изложенного следует согласиться с выводами административного органа в том, что имеющее место оформление обществом ценников на товары не является единообразным, информация о товаре, в данном случае цена, не доводится до потребителя в доступной форме.
А здесь - наоборот.
Хотя здесь другие требования и вообще суд общей юрисдикции.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу) обратилось в суд с иском к ООО "<...>" в интересах неопределенного круга потребителей об обязании прекратить противоправные действия при продаже продовольственных товаров в магазинах сети "<...>" в виде указания в ценнике на одно наименование товара нескольких различных цен; оформления ценников на товар с нарушением единообразия в виде различных шрифта, цвета (яркости), размера; указания на ценнике условий о предоставлении скидки при покупке продуктов по карте шрифтом менее 1,5 миллиметров по высоте прописной буквы.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что ответчик осуществляет продажу продовольственных товаров населению в магазинах розничной торговли "<...>", один из которых расположен по адресу: <адрес>
3 февраля 2012 года Кингисеппским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым Управлению Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу отказано в удовлетворении исковых требований.
В ходе проверки было установлено, что на ценниках товаров, приобретаемых потребителем, указана двойная цена, при этом меньшая по стоимости цена (по карте) указана жирным и более крупным шрифтом, а более высокая - мелким шрифтом и не так ярко (л.д. 6).
Анализируя положения статьи 426 Гражданского кодекса РФ, п. п. 122 п. 2.7 ГОСТа Р "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст, пункта 18 Правил продажи отдельных видов товаров, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законодатель не запрещает указывать на ценниках две цены товара, в то же время допускает случаи предоставления льгот для отдельных категорий покупателей.
Также правильным является вывод суда о том, что требования, установленные пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров относятся к разным ценникам на различные виды товара.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-031.2 "Гигиена, Токсикология, Санитария. Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых" относительно размера шрифта не распространяются на оформление ценников на реализуемые товары.